Реализация дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Душа поет»
Руководитель детского объединения: Педагог дополнительного образования: Валентина Михайловна Зубакова
Они не слышат и не говорят, они живут в мире тишины, но умеют петь: «Такого не бывает», – скажет кто-то… Оказывается, бывает… И это не просто перевод песни на язык жестов. Это настоящее творчество. Они работают, придумывают, созидают. Они поют руками. Именно поэтому жестовое пение завораживает!
Жестовое пение – это сплав актерского мастерства, хореографии, драматургии и языка жестов. Жестовая песня – песня зримая, ее нужно видеть. Основное отличие жестовой песни от обычной заключается в том, что смысл текста передается движениями, а не словами. Жестовая песня представляет собой специальную гимнастику для рук и координации. Оно дает возможность самовыражения и развития, спасает душу от ощущения глухоты и замкнутости в своем мире, объединяет людей, согревает душу. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, мог овладеть умениями и навыками жестового пения, самореализоваться в творчестве, разработана и реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Душа поет».
Цель: развитие творческих способностей детей с нарушением слуха в области эстрадного искусства и умений активного приспособления детей к меняющимся социальным условиям путем внедрения инклюзивной формы обучения, направленной на их самореализацию.
Задачи:
- Формирование и развитие у обучающихся музыкальной культуры как одной из составных частей общей культуры личности.
- Формирование начальных навыков музыкально-исполнительской деятельности средствами жестового пения.
- Развитие коммуникативных способностей и психологической устойчивости к негативным влияниям социума.
- Развитие слухового восприятия и двигательных навыков.
- Развитие у воспитанников музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-ритмических упражнений.
- Создание условий для заинтересованности детей с недостатком слуха к коллективному творчеству.
- Воспитание музыкального вкуса через освоение первоначальных навыков анализа и оценки музыкальных произведений, их художественно- образного содержания, выразительных средств и др.
Реализация задач направлена на освоение детьми жестовой речи, но при этом работа ведётся не над жестовым переводом песни, а над наполнением произведения смыслом, жизнью, сценическим движением, таким образом, идет серьезная работа над текстом. Большое значение уделяется и созданию образа каждого слова, тем самым у детей-инвалидов развивается и мышление, и воображение, и речь. В этой связи большое значение имеет отбор материала для жестового пения. При этом, отдается предпочтение песням, имеющим воспитательную направленность, независимо от тематики – будь то песня о любви к матери, военная песня, или песня о сказке.
В содержание работы с детьми с нарушением слуха входят занятия по актерскому мастерству и хореографии, драматургии и музыкально-театральные занятия, которые воспитывают тактильно- вибрационное, слуховое и зрительное внимание, а также формируют координацию движений.
Обучающиеся детского объединения «Душа поет» принимают участие в конкурсах художественной направленности не только среди детей с ограниченными возможностями здоровья, но и среди слышащих людей, что способствует их социальной адаптации и реабилитации в обществе.
НАВИГАТОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Портреты детей в процессе жестового пения
Студия жестового пения Душа поет
Буклет Жестовое пение